Никуленко Ольга Александровна

Совершенствование профессиональной компетентности педагога как важнейшее условие обновления дошкольного образования

Концепция федеральной целевой программы развития образования на
2020-2025 годы определяет вопрос подготовки педагогических кадров как
один из актуальных. В Концепции сказано, что из-за повышения требований
к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов
и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с
динамичным развитием науки и технологий, усиливается потребность в
педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех
уровнях образования.
           Проблема привлечения и стабильности работы
высококвалифицированных педагогов остается актуальной в кадровой
политике учреждений дошкольного образования.
           Важной задачей для руководителей в современное время является
сохранение и развитие кадрового потенциала, создание ответственного,
сплоченного коллектива, способного адекватно реагировать на постоянно
меняющиеся требования.

           Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов,
готовность к непрерывному образованию — важнейшее условие обновления
дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.
По одному из требований стандарта в целях эффективной реализации
Программы должны быть созданы условия для профессионального развития
педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного
профессионального образования.
            Педагоги должны владеть такими компетенциями, которые обеспечат
создание социальной ситуации развития для участников образовательных
отношений, включая создание образовательной среды.

            Развитие позитивной образовательной среды находится в прямой зависимости от уровня квалификации и профессионального мастерства педагогов. От этих же условий зависит и успех управленческой

деятельности, при этом важно построить методическую и управленческую
деятельность так, что бы каждый лично был заинтересован в собственном
самообразовании.
             В нашем учреждении этому способствует индивидуально-дифференцированная направленность в работе старшего воспитателя с
педагогами и система денежного стимулирования.
Система методической работы в дошкольном учреждении — составная часть
единой системы непрерывного образования кадров. Она строится на основе
изучения и анализа достигнутых результатов деятельности коллектива,
имеющихся ресурсов, запросов родителей, уровня педагогического
мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности
педагогического коллектива.
                 В нашем педагогическом коллективе 21 педагогический работник. Из них:   18 воспитателей,  старший воспитатель, 2
специалиста. Коллектив достаточно стабилен, имеет собственный стиль
работы, более 80 % педагогов имеют стаж работы в нашем учреждении
более 10 лет. 54 % педагогов аттестованы на высшую и 1 квалификационную
категорию. Профессиональный потенциал, интересный опыт работы имеют
многие педагоги, часть из них обобщает опыт и планирует пройти
аттестационные процедуры на высшую квалификационную категорию.
                 Все педагогические работники прошли курсы повышения квалификации по
ФГОС дошкольного образования.
Система методической работы в ДОУ реализуется в трех
взаимосвязанных плоскостях: по отношению к конкретному педагогу, по
отношению к коллективу в целом, по отношению к системе образовательной
деятельности. В разных формах организации методической работы, педагоги
изучают опыт коллег, передовой опыт, обобщают и распространяют
собственный опыт работы.


                 В период внедрения ФГОС ДО с коллективом была проведена большая работа по изучению и освоению положений стандарта. Важной была работа творческой группы по проектированию основной образовательной
программы. Инновациями в дошкольном образовании педагоги делятся с
коллективом после посещения семинаров, мастер-классов, организованных в
области, в муниципалитете, в ДОУ, а также через самообразование.

   В современных условиях, во время появления глобальных информационных возможностей для профессионального роста, в методической работе используются новые средства получения информации.
Педагоги участвуют в вебинарах, видео-лекциях, мастер-классах,
предлагаемых образовательными порталами интернета.
Данная форма позволяет способствовать повышению и уровня
теоретической подготовки, и принять ценный практический инновационный
материал из уст высококвалифицированных и известных на уровне региона и
страны преподавателей. За два года количество участников таких
мероприятий увеличилось.
              ИКТ-технологии используются и в образовательной деятельности. В
учреждении имеется  мультипроектор,   интерактивный стол, 2 интерактивные доски, ноутбуки, телевизоры. Данное оборудование помогает разнообразить образовательный процесс, используется в группах старшего дошкольного возраста, в работе
специалистов, при сотрудничестве с семьями.

               Реализовать творческие способности, активировать педагогов призваны профессиональные конкурсы. Они помогают систематизировать собственный опыт распространять его, познакомиться с опытом коллег,
почувствовать себя успешным. Некоторые конкурсы направлены на совместный поиск решений, это способствует сплочению педагогов, воспитывает командный дух.  Воспитатели и специалисты имеют возможность проявить собственный творческий потенциал в организованной в учреждении досуговой деятельности.

В 2019– 2020 учебном году Астафьева Ю.Е. победитель в номинации «Сердце отдаю детям»,   Махутдинова В.В. в 2020-2021 учебном году победитель в номинации «Сердце отдаю детям», а Андриящук Ю.Ю. в 2021-2022 учебном году   победитель в номинации «Педагог-исследователь».   

 

По образовательной программе учреждения досуг может быть организован как кружок. В 2022-2023 учебном году планируются
кружки, охватывающие все 5 образовательных областей по ФГОС ДО.
С целью поддержки инициативы и интересов детей и взрослых,
проявления творчества, их личностного роста ДОУ предлагает для семей
такую форму как участие в конкурсах, олимпиадах для дошкольников.

             В интернет – конкурсах родителей привлекает открытость и
доступность условий, результатов, возможность увидеть рейтинг
победителей и участников, творческие работы.
Для педагогов и воспитанников некоторые дистанционные конкурсы и
олимпиады стали традиционными. Количество участников дистанционных
конкурсов за 3 года увеличилось на 30 % .Данная форма преемственна со
школой, позволяет старшим дошкольникам приобрести опыт накопления
портфолио достижений. А также уже на этапе дошкольного возраста
приобщать детей к деятельностной личной позиции в современном обществе.
Участие воспитанников в конкурсах различных уровней:

-2020 г., муниципальный этап областного творческого конкурса «От нас, не видевших войны» в номинации «Пусть всегда будет мир!», 2 место;

-2020 г., международная акция по продвижению чтения, «Читаем книги Н.Носова-2020», дипломы участников 2 педагога и 9 воспитанников, публикация работ на сайте городской библиотеки;

-2021 г, областной этап конкурса «Охрана труда глазами детей», победитель;

-2022 г., муниципальный уровень, «Строки, опаленные войной», 2 место;     

 -2022 г., участие во Всероссийской акции «Мы помним! Мы гордимся!» соцсети VK, ФГОС temi, сертификаты участников, видеоролики;

-2022 г., открытый городской конкурс-фестиваль гражданско-патриотической песни «Поющая Россия», лауреаты 2 степени;

- 2022 г., «Неопалимая Купина», творческий конкурс, областной этап, диплом 2 ст. и др.конкурсы

               Профессионализм команды специалистов нашего ДОУ признан не
только на уровне ДОУ, но и педагогическим сообществом города, области, России.

- 2020,2021 гг., Сертификат ССИТ, бронзовый сертификат соответствия за 2020 и 2021 года, участие воспитанников ДОУ во Всероссийских конкурсах детского творчества. По  результатам данного сертификата МАДОУ во Всероссийском рейтинге учреждений дошкольного образования вошло в 70% лучших.

- 2020-2022 учебные года,   участники сайта «Воспитатели России», форум «Воспитаем здорового ребенка».

- 2019-2022 гг, публикации педагогов на сайтах «Кладовая талантов», газета «Победа», сайт «Лаборатория творческих конкурсов», «Дошколенок.ру», сайт «Педлидер».

- 2021 г., он-лайн зачет по педагогической грамотности для педагогов дошкольного образования.

-2021г., вебинар «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

             Педагоги дошкольного учреждения за высокий профессионализм и достойное воспитание молодого поколения награждены Почетными грамотами и благодарностями различных уровней. 2 педагога имеют знак «Почетный работник общего образования».

Логопед дошкольного учреждения является модератором сайта «Логопед дома» и администратором групп «Семейный логопед», «Ребенок и речь».

Группа «Ребенок и речь является официальной группой МАДОУ № 8, где публикуются различные материалы о работе логопедического пункта ДОУ, о «Лаборатории раннего прогноза и речевых нарушений у детей раннего возраста», освещается работа с родителями и т.д.

Ежегодно годовым планом ДОУ в методической работе предусмотрены
мероприятия, где специалисты консультируют педагогический коллектив по
актуальным направлениям развития дошкольника. Это дает воспитателям
возможность уточнить знания, познакомиться с методами и приемами,
которые эффективны в практике образовательной деятельности, а также
повысить уровень профессионально-личностной культуры, уточнить
конструктивные способы сотрудничества с семьями.

С 2018 года в дошкольном учреждении  в рамках образовательной программы образовательного учреждения реализуется Федеральная программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» с  целью повышения качества образования, уровня финансовой грамотности и эффективности использования методов обучения и воспитания старших дошкольников.

Одной из задач национального проекта «Образование» является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»

В рамках работы данного проекта    дошкольное учреждение принимает участие в подпроектах, работающих на платформе дошкольного учреждения:

1.«Успех каждого ребенка»- выявляем,  поддерживаем и развиваем способности и таланты детей для развитии творческих способностей дошкольников (муниципальный уровень, конкурс чтецов «Строки, опаленные войной», и др.)

  1. «Воспитатель будущего»- внедрение системы профессионального роста педагогических работников (конкурс педагогического мастерства «Воспитать человека»)
  2. «Цифровая образовательная среда»- создание современной и безопасной образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования в ДОУ
  3. «Патриотическое воспитание граждан РФ»

В современных условиях, в эпоху ФГОС, когда перемены в жизни
общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее,
особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных
умений руководителей ДОУ, их способностей оперативно принимать
решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие,
зависит успешность деятельности развития учреждения, его социальный
статус.
             Таким образом, только в единстве грамотных управленческих решений, методической работы и самообразования возможно непрерывное повышение квалификации педагогов, развитие их профессионально-личностных и деловых качеств, что является условием обновления дошкольного образования в соответствии с образовательным стандартом дошкольного образования.