Попова Ксения Александровна

Проект «Ай да Зимушка-зима! До чего ж ты хороша!» в младшей группе

Цель: Расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.

Задачи проекта:

Образовательные:

- расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).

- формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время прогулки.

Развивающие:

- формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;

- повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- развивать речь, память, творческие способности дошкольников.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;

- воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Практические:

- развивать познавательный интерес;

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу;

- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;

- вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Принципы реализации проекта:

- донести до участников проекта важность данной темы;

- формирование элементарных правил безопасного поведения во время прогулки в зимнее время года;

- создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Зимушка-зима»;

- подбор материала для продуктивной деятельности.

- принцип гуманизации: во главе проекта поставлен ребенок и забота о его

здоровье и безопасности.

Ожидаемый результат:

- составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий;

- разработаны рекомендации для родителей;

- повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского

сада.

Проект состоит из 3 этапов:

1 – этап. Подготовительный

2 – этап. Основной

3– этап. Заключительный

1– этап. Подготовительный

Предварительная работа:

- Наблюдения с детьми за простейшими взаимосвязями в природе.

- Участие в обсуждениях прочитанных рассказов, стихотворений, потешек

- Проявление отзывчивости к музыке о «Временах года» П. И. Чайковского

- Участие в сезонных наблюдениях, зимних забавах (катание на санках, катание с

горки);

- Участие в совместных подвижно-дидактических играх

- Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр,

дидактических игр, материалов для игр.

- Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок

по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций

Работа с родителями:

- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

- Консультация для родителей«Во что играть с детьми зимой»«Морозная погода».

2 - этап Основной

  1. Создать развивающую среду:

- Внести картины для рассматривания «Зимой на прогулке»«Слепили снеговика»

- Внести дидактические и настольные игры: дидактические игры «Исправь ошибку»«Сложи снежинки из 2 частей»

- Пополнить библиотечку книгами Л. Воронковой «Снег идет», украинской народной сказкой «Рукавичка»«Метель» А. Прокофьева;

- Оформить альбом «О зимних явления и детских забавах».

- Разработка конспекта итогового мероприятия;

- Беседы с детьми и родителями.

- Разработка консультаций для родителей;

- Оформление стендовой информации;

  1. Организация непосредственно образовательной деятельности:

а) физическое развитие: проведение физкультурных занятий, дня здоровья

«Лесное приключение белочки».

б) познавательное: знакомство с зимними явлениями в природе, проведение опытов«что делает мороз с водой».

в) социально – коммуникативноебеседы«Почему зима холодная»«Зима – самое прекрасное время года». Целевые прогулки с наблюдениями за живой и не живой природой зимой.

г) речевое развитие: рассматривание картин «Зимой на прогулке», «Слепили

снеговика», заучивание потешки «Как по снегу, по метели…», чтение сказок,

рассказов и стихотворений на зимнюю тематику.

д) художественно – эстетическое развитиерисование«Снег идет», Коллективная работа «Зимний пейзаж». Аппликация «Снеговик в гостях у детей».

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми:

- Целевая прогулка по территории детского сада; наблюдения, рассматривание следов животных.

- Беседа о зиме, зимних забавах, о явлениях в природе;

- Рассматривание картин, иллюстраций;

- Чтение художественной литературы; разучивание стихотворений

- Дидактические и настольные игры «Зимние слова»«Кто что делает?»,

«Чудесный мешочек»,

- Сюжетно – ролевые игры«Оденем куклу на прогулку», «В гостях у

куклы Даши»;

- Пальчиковые игры «Снежный пирог»;

- Физкультминутка «Снежок».

- Использование компьютерных технологий, слайдов «Следы на снегу»,

«Зимние забавы»;

- Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?»,

«Почему снежинка на ладони тает»;

- Отгадывание загадок о снеге, санках, снежинках;

- Подвижные игры «На земле снежок лежит»«Снежиночки пушиночки»«Два мороза»«Остановись возле игрушки»«Игра в снежки».

- Просмотр мультфильмов на зимнюю тематику.

  1. Самостоятельная деятельность детей

- Рассматривание картин, иллюстраций в книгах, открыток о зиме

- Раскрашивание раскрасок «Зимняя одежда»«Зимние игры детей»

- Настольные и дидактические игры «У кого что»«Собери картинку из кубиков»«Кто что делает?»«Чудесный мешочек»«Разрезные картинки»

- Сюжетно – ролевые игры«Оденем куклу на прогулку»

- Просмотр мультфильмов «Барбарики»«Смешарики» - зимние серии

- Игры со строительным материалом «Строим горки»

  1. Взаимодействие с семьёй.

- Беседы с детьми и родителями.

- Подбор консультаций «Заблуждения о морозной погоде»«Часто болеющие дети»

- Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме», «Как

интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»

- Подборка стихов и загадок о зиме

3- Заключительный этап.

Итоги реализации проекта:

- Умение называть зимние природные явления, показывать их на календаре природы;

- Знание детей о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, поведение зверей и птиц);

- Знание детьми о безопасном поведении зимой во время прогулок;

- Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки);

- Умение детей бережно относиться к природе, умение замечать красоту зимней

природы.

- Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Ожидаемый результат:

- У детей сформирована система знаний о зимних явлениях, о примете.

-Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного

представления о зиме.

-У детей появился интерес к простейшим взаимосвязям в природе.

Приложение №1

Опыты.

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:

Светло-пушистая Дорогой бурною

Снежинка белая, Легко проносится,

Какая чистая, Не в высь лазурную,-

Какая смелая! На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра. Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Опыт №3. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них

обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета

Опыт №4. Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют

различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт №5. Ледяной секретик

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и

порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли,

положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это

водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).

Ход. Загадать детям загадку«Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно»(Лёд). Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают«Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.