ЦЕЛЬ. Продолжать формирование представлений о весенних изменениях в природе. Уточнить признаки ранней весны
Образовательные задачи. Закрепить и упорядочить накопленные представления о весне. ОБЖ весной.
Развивающие задачи. Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые задачи. Развивать диалогическую связную речь. Закрепить словарь: март- капельник, небесная лазурь, пролесок- подснежник.
Воспитывающие: любовь к природе, эстетическое восприятие музыкальных и художественных произведений, развитие музыкально - ритмических навыков. Развитие творчества детей.
Демонстрационный материал. Презентация картин о весне русских художников: В.Левитан «Март», Л.Паленов « Ранняя весна» и др. Муз. произведение П.И.Чайковского «Времена года». «Капитошка», капельки - заранее подготовленные детали – «роллы» на розетках, полоски цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки. Для опыта: блюдце и сосулька.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально- художественная, творческая, восприятие музыкальных и художественных произведений.
Предварительная работа. Экскурсии, прогулки, наблюдения, народные и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, беседы - диалоги, отгадывание загадок, разгадывание ребусов и кроссвордов, проведение народных праздников и забав (Масленица, «Сороки»- встреча перелетных птиц)
ХОД
Воспитатель. Посмотрите, какая красавица Весна пришла к нам на улице.
Сегодня мы идем в гости к Весне. Ой, будьте осторожны. Здесь «лед» под «крышей». А почему? Как нужно вести себя весной? (ОБЖ!)
Обращаю внимание на сосульки. Можно их брать в рот? Почему? Давайте проведем опыт: положим сосульки на блюдце и посмотрим, что будет.
Дети рассаживаются на стулья. Звучит музыка, предлагаю закрыть глаза.
Что вы услышали, что представили, слушая произведение П.И.Чайковского.
Как называется первый месяц весны? В народе его называют «утром года» Почему? Собиралась Весна долго в дорогу, так приди же, приди, просили люди. Давайте и мы позовем Весну.
Ребенок. Приди к нам весна с радостью!
С великой к нам милостью! Ау, ау, аукаем, Весну приаукиваем.
Март, март- солнцу рад!
Апрель, апрель открой дверь.
Май, май, сколько хочешь гуляй!
Воспит. Весна- красна, что принесла?
Теплое солнышко, красное летечко!
- Да, многие поэты, композиторы, художники посвящали ей свои произведения
Презентация «Весна кистью художника»
Беседа по картине В.Левитана «Март»
- Посмотрите внимательно, что изобразил художник? Какая Весна?
А теперь мы попробуем войти в картину с правого нижнего угла. Что ты видишь отсюда? Повнимательнее смотри, подумай, что ты чувствуешь? Вдохни холодный ветер и скажи…
Понюхай веточку дерева, чем пахнет?
А сейчас пройди по дороге. Что ты чувствуешь под ногами? Какой воздух? Наклонись и пощупай снег у обочины? Что ощутил?
Д\упражнение «Придумай предложение с опорным словом»: проталинки, наст, март- капельник, пролесок- подснежник, небесная лазурь.
ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ « ВРЕМЕНА ГОДА» Дети двигаются в такт музыки.
Воспит. Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. (Ф.Тютчев)
А сейчас отгадайте загадки( Загадки на «капельках»)
-- Вспомните стихи о весне. Ф. Тютчев, «Весенние воды» (Еще в полях белеет)
Ребенок. Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!
Ребенок. Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала… (А.Плещеев)
-- Назовите приметы ранней весны: Когда весна с зимою прощается?
В марте день с ночью мерятся, равняются. Когда?
Длинные сосульки- к долгой весне.
Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно- лето будет сухое. Снег скоро тает и вода бежит дружно- к мокрому лету.
Физкультпауза. Хоровод «Веснянка»
Обращаю внимание на гостя- КАПИТОШКУ. Он пришел к нам непросто, а проверить вашу наблюдательность: Что случилось с сосулькой? что вы увидели в блюдцах? Какая вода? ВЫВОД.
А если снег принести в дом? Что будет? Значит: весенний снег и лед очень- очень грязный.
А сейчас, чтобы создать хорошее, весеннее настроение, мы идем в мастерскую художника.
Ребенок. Шаловливые сосульки сели на корниз,
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Посидели. Чем заняться?
Стали каплями кидаться.
Целый день идет трезвон: кап- кап, динь- дон!
Ребенок. Динь! Дон! Динь! Дон! Что за нежный звон?
Это пролесок- подснежник улыбается сквозь сон.
Это чей пушистый луч так щекочет из-за туч,
Заставляя малыше улыбаться веселей?
На столе приготовлен материал для творчества: вы заранее готовили «роллы» в технике квиллинг , покажете нам, как сделать «капельку», «лодочку»- листок и завиток для стебелька. Что может получиться из этих элементов? Выложите на «капельку» и наклейте. Приступайте побыстрей и… польется наш ручей! (время 3-5 мин.) Звучит «Песенка капитошки»
Капитошка оценивает работы. Так что такое «пролесок- подснежник»?
Рефлексия. Что мы сегодня делали в гостях у ВЕСНЫ. Что узнали нового?
Решаем кроссворд «ВЕСНА»
Весенние загадки.
Тает снег, звенят ручьи, Гости к нам пришли: седая,
Все сильней потоки, а за нею- молодая,
И летят уже грачи третья ярко расцветает,
К нам из стран далеких. (ВЕСНА) а, четвертая- рыдает. (Зима, весна,л.,о.)
Кто калиткой громко хлопал, Без рук, без ног, по полю рыщет,
Во дворе гудел и топал, Поет, да свищет, деревья ломает,
Задувал за воротник, к земле траву приклоняет. (Ветер)
В дом влетел и…сразу сник? (Ветер)
На дороге- вот дела!- Тот цветочек белый, белый,
Появились «зеркала»: когда лес еще во сне,
Кто наступить захочет, и в снегу – он самый первый,
Тот ноги все промочит.(Лужи) нам напомнит о весне.(Подснежник)
Прилетела пава, Бежит бычок –
Села на травы, голубенький рожок,
Распустила перья бежит, журчит, (Ручей)
Для всякого зелья. (Весна) выпить- не выпить, вылить- не вылить.
И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет.(Иней)
Рыбам жить зимой тепло, а крыша- толстое стекло.(Лед)