^Наверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

События

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

  1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

ОО «Речевое развитие»

  1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
  2. Активизировать речевую деятельность.
  3. Закреплять и расширять словарный запас детей.
  4. Воспитывать культуру общения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы:

  1. Словесные: вопросы, художественное слово.
  2. Наглядные: иллюстрации.
  3. Практические: Физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух», кляксография.

Словарная работа: невидимый, прозрачный, парашют, кляксография.

Оборудование: кусок ткани, три гелевых шарика, один с письмом на нитке в коробке;  иллюстрации: парашютист, аэростат, воздушные шарики, резиновая лодка, спасательный круг, мяч; полиэтиленовые пакеты, зубные палочки;  картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри,  карточки с изображением объектов живой и неживой природы, карточка – алгоритм свойств воздуха, акварельные краски, кисточки, коктейльные трубочки, альбомный лист, стаканчики с водой.

Ход НОД.

Воспитатель: Ну что все в сборе, мы можем начинать

Встаньте рядышком по кругу

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

Все: «Доброе утро»

 

Сюрпризный момент

Восп.   Ребята, на адрес нашего детского сада сегодня пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней. (Из коробки вылетает воздушный шар с запиской). Посмотрите какой красивый шарик, а у него письмо. Я его сейчас прочту.

«Здравствуйте, ребята. Я шарик из страны волшебных воздушных шаров. У нас приключилась беда. Злой волшебник заколдовал моих друзей, и они не могут теперь летать. Его злые чары можно победить, только отправившись в нашу страну на волшебном парашюте и разгадав секрет воздуха».

Восп.     Друзья мои, это письмо о помощи. Мне очень жалко друзей нашего гостя. Кто отправится со мной в страну шаров, чтобы снять чары волшебника и помочь воздушным шарикам вновь взлететь в небо?  Вот тут в коробке есть волшебный парашют, мы полетим на нём.

Игра с воздухом «Парашют».

Восп. (из коробки достается кусок ткани) Посмотрите, какой он легкий, воздушный, воздуху послушный. Давайте встанем все в круг, возьмемся за края и отправимся в путь.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Восп.   Ребята, что нам помогло надуть наш парашют?
              Когда парашют наполняется воздухом, это и помогает парашютистам медленно и плавно приземляться и не ударяться о землю.  И еще раз надуем наш парашют. (опускаем на пол).

Восп.    Вот мы и попали с вами в волшебную страну.

             Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему    мы называем его невидимкой?

Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (руками обводит зал).
Восп.    А я предлагаю поймать его с помощью пакетов (подходим к столу, где лежат пакеты) Что в пакетах лежит? (Ничего)

 Дети берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Восп.    Что произошло с пакетами?

             Что в них находится?

            А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух?

            Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек.        

           Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?

Восп.    Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.

1.Воздух – прозрачный, он не имеет цвета,

он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой («перечеркнутое цветное пятно и перечеркнутый глаз»)

Восп.    Ребята, посмотрите, мы отгадали первый секрет и один из шариков наполнился воздухом. (Из-за двери вылетает один шарик, Воспитатель прикрепляет карточку и шарик к коробке).

А сейчас я предлагаю присесть на стульчики.

Восп.    Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем? Значит, для чего нужен воздух?

 Д/и «Кому нужен воздух»

Восп.    Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух для жизни? Молодцы, вы много знаете. А сейчас давайте поиграем. Я вам раздаю карточки. (Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы) Посмотрите на них внимательно. Перед вами два мольберта. На одном изображен воздух, на втором его нет. А сейчас я вас хочу попросить прикрепить ваши картинки по очереди на один из мольбертов и объяснить  свой выбор.

Восп.   Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни дереву, цветку, кошке, белке, бабочке. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому». Вот и второй шарик «ожил».

Восп.   Скажите мне, как мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас?

Восп.    Подуем на ладошку, что мы чувствуем? Помашите ладошками на себя? Что мы сейчас почувствовали? Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха? Ветер – это и есть движение воздуха.

Восп.    Отметим с помощью вот такой карточки. («веер»)

Восп.    Мы разгадали еще один секрет и еще один шарик наполнился воздухом.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем с ветерком.
Физкультминутка

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.

Опыт «Воздух в человеке»

Воспитатель:  Ребята, а сейчас давайте присядем за столы (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
Воспитатель:  Опустите трубочку в стакан с водой, сделайте носиком вдох и подуйте в нее. Что происходит?
Воспитатель:  Почему появились пузырьки?

Воспитатель:  Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем носом новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали, что в человеке есть воздух. («изображение человека»)

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, с помощью воздушных мыльных  пузырей можно рисовать. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Этот способ называется кляксография. (дети пробуют рисовать)

Какие замечательные кляксы у нас получились. А теперь давайте вспомним какой секрет мы с вами разгадали? Поместим нашу карточку к остальным.

Воспитатель:  Посмотрите, ребята, наши шарики все наполнились воздухом. Давайте с помощью наших карточек-подсказок расскажем им про секреты воздуха, которые мы с вами узнали. (Обобщение знаний по карточкам)
Воспитатель:  В благодарность за помощь жители волшебной страны приготовили для вас подарки. (Из коробки воспитатель достает мыльные пузыри). Что это? При помощи чего мы надуваем мыльные пузыри.

Вот и настало время возвращаться нам обратно. Давайте встанем с вами в круг и надуем наш парашют.

Рефлексия

Восп.      Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Ребята, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, помогли шарикам. А теперь мы возьмём с собой на прогулку мыльные пузыри и понаблюдает, как играет с мыльными пузырями ветерок. До свидания, ребята.

© 2013-2024 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 8 города Шимановск" Все права защищены. Рейтинг@Mail.ru