Вы здесь: Главная Попова Ксения Александровна Проект «Ай да Зимушка-зима! До чего ж ты хороша!» в младшей группе
Цель: Расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).
- формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время прогулки.
Развивающие:
- формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;
- повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- развивать речь, память, творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;
- воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
Практические:
- развивать познавательный интерес;
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу;
- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;
- вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Принципы реализации проекта:
- донести до участников проекта важность данной темы;
- формирование элементарных правил безопасного поведения во время прогулки в зимнее время года;
- создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Зимушка-зима»;
- подбор материала для продуктивной деятельности.
- принцип гуманизации: во главе проекта поставлен ребенок и забота о его
здоровье и безопасности.
Ожидаемый результат:
- составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий;
- разработаны рекомендации для родителей;
- повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского
сада.
Проект состоит из 3 этапов:
1 – этап. Подготовительный
2 – этап. Основной
3– этап. Заключительный
1– этап. Подготовительный
Предварительная работа:
- Наблюдения с детьми за простейшими взаимосвязями в природе.
- Участие в обсуждениях прочитанных рассказов, стихотворений, потешек
- Проявление отзывчивости к музыке о «Временах года» П. И. Чайковского
- Участие в сезонных наблюдениях, зимних забавах (катание на санках, катание с
горки);
- Участие в совместных подвижно-дидактических играх
- Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр,
дидактических игр, материалов для игр.
- Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок
по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций
Работа с родителями:
- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
- Консультация для родителей: «Во что играть с детьми зимой», «Морозная погода».
2 - этап Основной
- Внести картины для рассматривания «Зимой на прогулке», «Слепили снеговика»
- Внести дидактические и настольные игры: дидактические игры «Исправь ошибку», «Сложи снежинки из 2 частей»
- Пополнить библиотечку книгами Л. Воронковой «Снег идет», украинской народной сказкой «Рукавичка», «Метель» А. Прокофьева;
- Оформить альбом «О зимних явления и детских забавах».
- Разработка конспекта итогового мероприятия;
- Беседы с детьми и родителями.
- Разработка консультаций для родителей;
- Оформление стендовой информации;
а) физическое развитие: проведение физкультурных занятий, дня здоровья
«Лесное приключение белочки».
б) познавательное: знакомство с зимними явлениями в природе, проведение опытов: «что делает мороз с водой».
в) социально – коммуникативное: беседы: «Почему зима холодная», «Зима – самое прекрасное время года». Целевые прогулки с наблюдениями за живой и не живой природой зимой.
г) речевое развитие: рассматривание картин «Зимой на прогулке», «Слепили
снеговика», заучивание потешки «Как по снегу, по метели…», чтение сказок,
рассказов и стихотворений на зимнюю тематику.
д) художественно – эстетическое развитие: рисование: «Снег идет», Коллективная работа «Зимний пейзаж». Аппликация «Снеговик в гостях у детей».
- Целевая прогулка по территории детского сада; наблюдения, рассматривание следов животных.
- Беседа о зиме, зимних забавах, о явлениях в природе;
- Рассматривание картин, иллюстраций;
- Чтение художественной литературы; разучивание стихотворений
- Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?»,
«Чудесный мешочек»,
- Сюжетно – ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку», «В гостях у
куклы Даши»;
- Пальчиковые игры «Снежный пирог»;
- Физкультминутка «Снежок».
- Использование компьютерных технологий, слайдов «Следы на снегу»,
«Зимние забавы»;
- Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?»,
«Почему снежинка на ладони тает»;
- Отгадывание загадок о снеге, санках, снежинках;
- Подвижные игры «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игра в снежки».
- Просмотр мультфильмов на зимнюю тематику.
- Рассматривание картин, иллюстраций в книгах, открыток о зиме
- Раскрашивание раскрасок «Зимняя одежда», «Зимние игры детей»
- Настольные и дидактические игры «У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки»
- Сюжетно – ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку»
- Просмотр мультфильмов «Барбарики», «Смешарики» - зимние серии
- Игры со строительным материалом «Строим горки»
- Беседы с детьми и родителями.
- Подбор консультаций «Заблуждения о морозной погоде», «Часто болеющие дети»
- Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме», «Как
интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»
- Подборка стихов и загадок о зиме
3- Заключительный этап.
Итоги реализации проекта:
- Умение называть зимние природные явления, показывать их на календаре природы;
- Знание детей о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, поведение зверей и птиц);
- Знание детьми о безопасном поведении зимой во время прогулок;
- Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки);
- Умение детей бережно относиться к природе, умение замечать красоту зимней
природы.
- Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.
Ожидаемый результат:
- У детей сформирована система знаний о зимних явлениях, о примете.
-Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного
представления о зиме.
-У детей появился интерес к простейшим взаимосвязям в природе.
Приложение №1
Опыты.
Опыт №1. Почему снег мягкий?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:
Светло-пушистая Дорогой бурною
Снежинка белая, Легко проносится,
Какая чистая, Не в высь лазурную,-
Какая смелая! На землю просится…
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
Опыт №2. Где лучики?
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра. Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.
Опыт №3. Почему снег греет?
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них
обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета
Опыт №4. Замерзание жидкостей.
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют
различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Опыт №5. Ледяной секретик
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и
порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли,
положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это
водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд). Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.