Составила: воспитатель Бориско В.В.
Программные задачи:
Учить находить признаки весны, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать познавательный интерес детей, желание наблюдать за природой и узнавать новое о ней.
Словарная работа: слова определяющие качества снега и воды – тает, испаряется, отражается, мокрая, влажная, пар, оседает, превращается, твердеет, кристаллики.
Оборудование: картины о весне, флешка с записью музыки Рахманинова, шапочка «капельки», магнитная доска, карточки для логического упражнения, салфетка, стакан, стёклышко, горячая вода, спиртовка, спички, заготовки для продуктивной деятельности «Лужицы», восковые мелки.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, целевые прогулки, беседы, занятия, знакомящие со свойствами воды, художественное слово, загадки, пословицы, поговорки, приметы о весне и о её признаках в неживой природе.
Задания на дом: вместе с родителями понаблюдать за тем, что отражается в лужице.
Ход занятия.
Закройте глаза и представьте себе Весну воды (слушают музыку). Музыка звучит громче, чем в первый раз. В это время воспитатель надевает шапочку «Капельки».
- Ребята, посмотрите. Как на меня подействовала музыка. Я в кого-то превратилась, попробуйте отгадать.
Загадка:
Я снежинкою летала,
И сосулькою сверкала.
Вдруг, под солнышко попала,
Кем же я, ребята, стала? (Капелькой).
Кап.: - Ребята, вы любите путешествовать?
Я приглашаю вас путешествовать в картинную галерею.
- Какое время года изображено на картине?
- Почему вы так решили?
- Куда исчез снег? (растаял от солнечного тепла)
- Во что он превратился? (в воду)
Обобщение: «Стало ярко пригревать солнце, идёт бурное снеготаяние. Снег и лёд превращаются в воду. Идёт Весна воды. Талые воды заполняют все улицы и водоёмы, пропитывают землю. Везде и всюду лужи: чёрные, жёлтые, рыжие и голубые ручьи бегут и блестят на солнце. Реки выходят из берегов – идёт половодье. Ослепительно сверкают капельки на деревьях, домах и асфальте.
Кап. – Ребята, мы с вами наблюдали за мокрым асфальтом на дорожке, ведущей к детскому саду. Но вскоре выглянуло солнце, и асфальт стал сухим.
- Куда исчезла вся вода? (исчезла, испарилась, высохла)
(Опыт с горячей водой) Детям предлагается потрогать стекло. Оно сухое. Затем налить в стакан горячей воды.
- Что видите над стаканом? (Поднимается пар).
- Куда поднимается пар? (Вверх).
Накрываем стакан с горячей водой стеклом.
- Что появилось на стекле? (Капельки воды).
- Во что превращается пар, когда соприкасается с прохладным стеклом? (В воду).
- Что же происходит с водой при долгом нагревании? (Она превращается в пар).
- Где вам приходилось наблюдать такое явление? (Дома, когда кипит чайник или варится суп в кастрюле).
Кап. – Правильно! И, наверное, не раз слышали такое выражение взрослых: «Опять всё выкипело».
Так происходит и в природе с дождём и снегом. Одна часть воды пропиталась в почву, а другая испарилась под лучами солнца.
Кап. – Сколько много вы узнали обо мне. Приглашаю вас идти дальше.
(Дети подходят к столу, где выложены картинки, на которых изображены состояния воды по мере изменений в природе весной. Необходимо решить логическую задачу, найти заведомо сделанную ошибку).
Алгоритм: солнце – дождь – капелька – сосульки – ручей – снежинки – лужица – облако.
Задание: найдите, картинки, которые лежат не на своём месте, и разложите их правильно. (Дождь идёт после того, как пар поднялся в небо и осел на тучах. Снег и сосульки от солнца превращаются в капельки воды, которые собираются в ручейки и лужицы).
Кап. – Молодцы дети! Теперь вы знаете, как я путешествую по кругу в природе.
Это явление и называется «Круговорот воды в природе».
Я дарю вам эти лужицы для того, чтобы вы нарисовали в них то, что в них отражается. Изобразительная деятельность детей с использованием пастели, восковых мелков, цветных карандашей.
Анализ:
- Что отразилось в твоей лужице?
- Какие краски Весны воды использовали?
- Какое настроение у тебя вызывает весна и почему?