^Наверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

События

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Сказка как средство экономического воспитания дошкольников.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познава­тельного интереса к экономике, созданию положительной моти­вации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Сказка-литературный жанр с огромными  дидактическими возможностями.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного воз­раста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты при­менения разнообразных методических приемов работы со сказ­кой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удовенко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный по­тенциал.

У сказки множество функций: сказка помогает реализовать эмоциональные и познаватель­ные потребности ребенка; расширяет круг представлений о мире, человеческих отноше­ниях, позволяет выделить существенное, характерное в объ­екте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоцио­нальное отношение к окружающему: к людям, предметам, явле­ниям; помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуа­ции, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотно­шениях между людьми;помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагоги­ческом процессе многопланово: в целях речевого развития до­школьников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом-коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образова­ния (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообраз­ность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации, адекватного возрасту общения  и является эффективным методом творческого подхода к построению работы по формированию экономического мышления, опираясь на имеющийся опыт детей.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фанта­стические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудо­любие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. По­пова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школь­ного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содер­жание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуа­ции, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности; организация комплексной работы со сказкой; создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освое­ние экономических понятий:сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреб­лении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их  удовлетворения; сказки, отражающие труд людей;сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «рас­ходы» и т.д.; сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, рас­четливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирова­ния выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятель­ности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскур­сии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Таким образом, сказка является эффективным средством формирования у старших до­школьников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок эконо­мического мышления, воспитания личностных качеств, эмоцио­нального развития детей. Экономическое содержание осваива­ется не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.

© 2013-2024 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 8 города Шимановск" Все права защищены. Рейтинг@Mail.ru